Любой инструмент, независимо от модели и бренда, рано или поздно подвергается поломкам. Шуруповерт – не исключение: отдельные детали и узлы изнашиваются со временем, и без должного ухода или при форс-мажорных обстоятельствах могут отказать.
Основная функциональная нагрузка при эксплуатации инструмента распределяется через редуктор между двигателем и патроном, поэтому если с редуктором что-то случится – работа станет. Чтобы не тратиться на услуги ремонтного сервиса, достаточно воспользоваться советами мастеров, чтобы восстановить работу узла самостоятельно.
Устройство и принцип работы
Устройство
Редуктор представляет собой комплексный передаточный механический узел, через который ось двигательно-силового блока передает крутящий момент на патрон.
В редуктор устанавливаются две или три передаточные ступени.
В конструкцию узла «бытового» двухрежимного шуруповерта входят:
- Пластиковый корпус – небольшой барабан, который крепится на патрон. Сам корпус фиксируется неподвижно, а вал патрона вставляется в зажим на одной из передаточных пластин;
- 2 или 3 передаточные пластины (водило) – круглая пластина из металла, с одной стороны каждой расположены 3 выступа под малые шестерни. С другой стороны одной из них зажим под вал патрона, а у другой (или 2-х других) еще одна т.н. «планетарная» шестеренка, которая вращает три малых зубчатых колеса;
- 6 или 9 малых зубчатых колес (по три: они могут быть одной или разной толщины) – это так называемые «сателлитные» шестеренки, которые устанавливаются и свободно вращаются на выступах передаточных пластин. Своими зубьями они взаимодействуют с солнечной шестерней, расположенной между ними и с кольцевой шестерней, которую располагают на внутренней поверхности корпуса;
- кольцевая шестерня – металлическое кольцо с зубьями на внутренней части и небольшими выступами на одном из колец внешней. На эти выступы и шарики-подшипники она укладывается на внутреннюю поверхность корпуса.
Детали смазываются, собираются последовательно и устанавливаются внутрь кольцевой шестерни, которая лежит внутри барабана корпуса (в нем есть уплотнение с углублениями под шариковые подшипники и выступы шестерни). После этого поверхность открытых сателлитов закрывается металлической шайбой, в центре которой расположено отверстие, в которое входит вал движка с еще одной, закрепленной на нем шестеренкой.
Во время работы шуруповерта зубчатое колесо на валу двигателя вращает верхние сателлиты, а они, крутясь вокруг своей оси и, по кольцевой шестерне, соответственно, передают движение на следующее водило. В зависимости от количества пластин и малых шестерней – скорость вращения будет пропорционально уменьшаться.
Ремонт зарядного устройства
Можно выделить несколько наиболее частых поломок зарядного устройства:
- сгорел предохранитель;
- преломление сетевого кабеля;
- оборванная первичная обмотка трансформатора;
- пробитые диоды.
Разобрав зарядное устройство инструмента, можно увидеть понижающий трансформатор и плату. помощью сетевого провода напряжение проходит к первичной обмотке трансформатора. Термопредохранитель работает последовательно с сетевой обмоткой, в связи с чем происходит перегрев первым и предохранение обмотки от обрыва. Во время вторичной обмотки напряжение направляется на диодный мост. При пропущении тока зарядным устройством, около диодов возникает желтизна. Происходит перегрев обмоток трансформатора, диоды пробиваются.
- Проведите замер с помощью мультиметра сопротивления на первичной обмотке. При его отсутствии — цепь может быть оборвана, в результате чего напряжение не доходит до первичной катушки. Предохранитель располагается под изоляцией трансформатора возле проводов, которые подключаются к сети. Далее требуется проверить его при помощи тестера.
- Когда предохранитель целый, необходимо проверить сетевой провод. Как вариант, он может быть перебит.
- При цельном сетевом проводе рекомендуется провести проверку обмотки. При имеющемся пробое, понадобится замена трансформатора.
Виды
Как видно из устройства редукторного узла – они подразделяются в зависимости от количества передаточных пластин на:
- двухступенчатые.
- трехступенчатые. В этом случае в конструкцию добавляется еще одна пластина с «планетарной» шестерней и 3 сателлита.
Справка. От наличия ступеней зависит такой показатель как количество скоростных режимов прибора, а это, в свою очередь, скажется на его стоимости.
Еще один показатель, по которому подразделяются редукторы – это материал, из которого изготавливаются его части.
В производстве сателлитных шестерней используется:
- пластик. Такие конструкции относительно более легкие, но при этом их надежность ниже, чем у металлического аналога;
- металл. Они долговечны и при должном уходе и смазке будут работать «как часы».
Важно. Недостатки металлических деталей – продолжение их достоинств – они тяжелее пластиковых и стоят дороже. При этом, если шуруповерт используется без нарушения правил эксплуатации 2-3 раза в год, мастер, скорее всего, не почувствует разницы от того, из какого материала сделаны детали редуктора.
Неисправности, которые возникают у шуруповерта
Большинство современных шуруповертов оснащены стандартной однотипой схемой устройства. По этой причине все они имеют одни и те же неисправности. Среди основных дефектов, которые свидетельствуют о поломке инструмента можно отметить проблемы с:
- неисправностью аккумуляторов;
- износом щеток;
- поломкой кнопок;
- биением патрона;
- безрезультатностью попыток вкл/выкл;
- возникновением перебоев.
Каждую такую поломку можно легко устранить собственными силами, при наличии опыта в использовании измерительных и паяльных приборов. Помните, что в определенных ситуациях не исключается полная замена узлов, поскольку далеко не каждая деталь продается по отдельности.
Видео «Как разобрать шуруповерт»
Ремонт своими руками
В условиях домашней мастерской отремонтировать редуктор не так то и сложно. Ремонт сводится к разбору узла на отдельные детали, проверку целостности их конструкции, продувку и смазку, с последующей обратной сборкой. Процесс подразделяют на следующие стадии:
- Отделение редуктора от двигателя и извлечение (обычно вместе с патроном) из кожуха шуруповерта.
- Раскручивание корпуса и извлечение фиксирующей шайбы.
- Последовательное снятие сателлитных шестерней и передаточных пластин (2 или 3-х, в зависимости от конструкции).
- Извлечение кольцевой шестерни и проверка шариков-подшипников (они могут кататься по всему уплотнению, но не должны выкатываться за его пределы).
После извлечения всех деталей их необходимо прочистить от «старой смазки», протереть насухо и убедиться, что они не повреждены.
Затем мастера рекомендуют сложить их в обратном порядке «на сухо» и убедиться, что при вращении сателлитов также вращается и шпиндель патрона. Если вращение осуществляется без прокручиваний, то его можно собрать обратно.
Сначала в углубления в корпусе укладывают подшипники, на которые устанавливают кольцевую шестерню. Затем, по одной, ставят передаточные пластины, с установленными на них сателлитами и укладывают поверх фиксирующую шайбу.
Патрон
Механическая часть инструмента, предназначенная для крепления насадок и передачи им вращательного движения. Обычно установлен на резьбовую часть шпинделя. Может фиксироваться с помощью винта, зажима или храпового механизма. В качественных моделях есть фиксатор, позволяющий зажимать сверло или биту без дополнительного прокручивания.
Почти все современные шуруповерты профессионального и любительского сегмента оснащены трехкулачковым самозажимным патроном с самоцентровкой. Это позволяет быстро менять насадки, надежно крепить их для долгой и интенсивной работы. Внутри патрона имеется шестигранное отверстие для фиксации хвостовика насадки. Обычно крепление происходит между всеми тремя кулачками путем легкого вращения муфты.
Чтобы установить насадку, нужно взяться за нижнюю муфту, начать крутить верхнюю – это позволяет разжаться кулачкам. Для ускорения процесса можно фиксировать насадку, держась за верхнюю муфту и нажимая кнопку старта для зажима, реверса – для разжатия.
Важно! Некоторые производители оснащают шуруповерт магнитным держателем для насадок без механических элементов. На такой патрон удобно ставить ограничитель глубины закручивания шурупов, но при частой и интенсивной нагрузке появляется люфт.
Чем и как смазать?
Во время сборки каждую деталь смазывают синтетической (полусинтетической) или минеральной смазочной пастой (смазкой). Эти вещества отличаются по вязкости и стойкости. Чем она меньше, тем чаще детали приходится покрывать вновь. После того как редукторный узел разобран, каждый элемент рекомендуют покрыть смазкой отдельно, постепенно собирая узел воедино. Смазку наносят с помощью кисточки и распределяют по всей поверхности каждой детали.
Другой способ – использовать специализированное редукторное масло. Масла обладают жидкой консистенцией. Они используются так же как и смазка, или иногда заливаются в редуктор, не разбирая его, если для этого в конструкции шуруповерта предусмотрено специальное отверстие.
Таким образом, разобравшись в устройстве редукторного узла электрического шуруповерта, извлечь его из инструмента, проверить все детали и, при необходимости, поменять на них смазку не составит труда даже для начинающего мастера. Если проводить эту операцию регулярно 1-2 раза в год – риск поломки шуруповерта будет минимальным.
Регулировка частоты вращения шпинделя
В некоторых моделях шуруповерта есть дополнительная регулировка предела скорости вращения. Это позволяет избежать перенапряжения в работе инструмента. Может иметь 3-4 режима работы, импульсный преобразователь работает в диапазоне от 0 до 1250 об/мин. Регулировка обычно происходит с помощью специальной пластины на нижней муфте патрона, в некоторых устройствах имеется возможность настройки принудительного торможения шпинделя. Остановка обеспечивается замыканием обмотки электродвигателя на резистор.
Как разобрать шуруповерт Интерскол
В состав инструмента входит немало рабочих элементов. Среди самых важных можно выделить следующие:
- Электромотор. Электрический мотор включает в себя латунные втулки, якорь из стали. На якоре крепится несколько витков обмотки и шестерня. В нижней части якоря располагаются щетки из графита, посредством использования которых осуществляется передача тока до коллектора.
- Редуктор. Предназначен для передачи вращения, используя механическую передачу. Может быть представлен в виде 1 или 2 ступенчатого редуктора. Как правило в шуруповертах используются 2 ступенчатые редукторы. Ремонт редуктора шуруповерта Интерскол своими руками можно осуществить, учитывая рекомендации опытных мастеров.
- Аккумуляторная батарея. Состоит из нескольких батареек небольшой мощности. Они соединяются последовательно. Разные модели могут иметь разнообразный состав, что оказывает влияние на мощность и длительность работы без промежуточной зарядки. Для того чтобы продлить срок эксплуатации АКБ, его нужно правильно заряжать, что зависит от состава элемента. Специалисты рекомендуют после приобретения выполнить 3 полные цикла зарядки батареи, каждый из которых выполняется после полной разрядки аккумулятора.
- Патрон. В шуруповертах используется быстрозажимной тип патронов. Он может крепиться несколькими вариантами (резьбовым, винтовым, конусом Морзе). Этот показатель определяет качество зажима насадки инструмента и способ его демонтажа.
Перед началом любого ремонта необходимо провести такую операцию, как разборка шуруповерта Интерскол. Для этого рекомендуется придерживаться такой последовательности действий:
- Отсоединить аккумулятор.
- Разъединить патрон, пружину и поворотный корпус. При этом следует обратить внимание на то, чтобы шарики не выкатились.
- Раскрутить болты, соединяющие 2 половины корпуса (они расположены по периметру корпуса).
- Аккуратно вынуть все элементы, находящиеся внутри корпуса.
- Отключить пусковую кнопку.
- Демонтировать переключатель скорости и муфту регулировки.
- Вынуть электрический мотор.
Только после этого будет возможность осуществить ремонт любой части шуруповерта.