Как разобрать патрон шуруповерта — отремонтировать своими руками


Шуруповерт — инструмент, который нередко используется в бытовых условиях. Устройство состоит из разных деталей, которые при необходимости приходится извлекать и заменять. Вопрос о том, как снять патрон с шуруповерта, достаточно актуален, особенно для тех, кто часто его применяет.

Производители выпускают разные модели шуруповертов, которые отличаются конструкцией

Устройство и основные виды патронов

Патроном или головкой называют металлический цилиндр, который крепится к валу шуруповерта. Его задача – надежно фиксировать рабочие биты под крепежи. Патрон закрепляется на вале с помощью резьбы или специального конуса. По типу крепления зажимные элементы делятся на:

  • быстрозажимные;
  • самозажимные;
  • зубчато-венцовые, они же кулачковые.

Разница между первыми двумя типами лишь в способе зажатия биты. В быстрозажимном патроне хвостовик закручивается и зажимается вручную. В современных дрелях и шуруповертах применяют зажимы для фиксирования хвостовиков диаметром 0,8-25 мм.


Быстрозажимной

Устройство типа БЗП состоит из таких деталей:

  • гайка с зубцами;
  • зажимающий подшипник;
  • шайба;
  • втулка;
  • губки;
  • рукав.

Головки БЗП делятся на одномуфтовые и двухмуфтовые. Первый вид используется в шуруповертах с блокиратором. Благодаря нему зажимное устройство можно прокручивать одной рукой, так как вторая часть корпуса фиксируется неподвижно. С двухмуфтовыми цилиндрами задействуются обе руки.

В самозажимной гильзе бита со сверлом автоматически зажимается во время прокручивания. Риск проворачивания сверла при работе с таким шуруповертом практически нулевой. При ослаблении и зажиме кулачков устройство издает щелкающий звук.


Самозажимной

Кулачковый патрон закрутить вручную не получится – нужен Г-образный ключ. Он вставляется в паз перпендикулярно. Тип ЗВП, тоесть зубчато-венцовый патрон, считается менее удобным в установке, но дает более надежный зажим биты. Это – разновидность зажимных цилиндров кулачкового типа. Такая головка состоит из трех основных элементов – цилиндрического корпуса, вращающегося внешнего кольца и внутреннего кулачкового механизма. Выполненный из прочной стали механизм представляет собой 3 кулачка, которые при вращении кольца смыкаются воедино.


Кулачковый

Принцип работы и основные узлы

Перед тем как приступить к ремонту шуруповёрта своими руками, необходимо понимать принцип его работы и из каких частей он состоит. Основное отличие шуруповёрта от другого электроинструмента — это использование механизма, останавливающего вращение рабочей части устройства. Происходит это при достижении максимально настроенного для инструмента сопротивления. Эта величина непостоянная и может подстраиваться. Существуют две разновидности прибора:

  • работающие от сети 220 вольт;
  • использующие аккумуляторную батарею.

Независимо от разновидности устройства, принцип действия у них одинаков и построен на передаче вращательного момента. Он определяет, какой крепёжный инструмент сможет закрутить шуруповёрт. Для увеличения вращающего момента в приборах применяют редукторы с большим передаточным соотношением, но скорость вращения снижается. У шуруповёртов, работающих от сети переменного тока, значение вращающего момента соотносится с потребляемой мощностью инструмента. Основные части, лежащие в основе устройства шуруповёрта, будь то Макита, Хитачи или Зубр, следующие:

  • электродвигатель;
  • нажимная кнопка;
  • регулятор оборотов с реверсом;
  • зажимной патрон;
  • электронный блок;
  • редуктор.

Электродвигатель вращает с установленной скоростью шпиндель, используя для этого планетарный редуктор. Крутящий момент регулируется муфтой, а на шпиндель надет зажимной патрон или шестигранный держатель. В этот патрон устанавливается сменное приспособление под названием «бита». Управляется шуруповёрт электронной схемой и переключением реверса.

Реверс происходит за счёт смены полярности питания. В качестве двигателя используется однофазный коллекторный электродвигатель непрерывного тока. Такой двигатель предназначен для подключения к сети переменного тока. Обмотка возбуждения соединена последовательно с якорной обмоткой и делится на две части. Одна включается до якоря, а другая после него.

В инструменте применяется редуктор планетарного типа. В состав редуктора входят солнечная и кольцевая шестерёнки, сателлиты, водило. Вал электродвигателя вращает солнечную шестерню, которая передаёт вращающий момент сателлитам, а те уже напрямую воздействуют на водило.

Редуктор выпускается одно- и двухступенчатого вида. Во втором случае используется двойное водило, связанное с валом. Конструкция из двух водил и сателлитов располагается в середине кольцевой шестерёнки. Фиксируется она через специальные пазы на корпусе. По всему периметру выступы кольцевой шестерни упираются в подпружиненные шарики через кольцо. Механизм регулирования нагрузки воздействует на кольцо через управляемую пружину, усилие которой изменяется перестановкой регулятора.

Управление оборотами выполняется с использованием импульсной схемы, собранной на микросхеме с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ). Контроллер управляет полевым транзистором, работающим в режиме ключа. Частота импульсов меняется с помощью переменного резистора. Величина сопротивления резистора зависит от усилия, которое прикладывается к кнопке.

Муфта шуруповёрта представляет собой трещотку. Если нагрузка на патрон превышает допустимое значение, то срабатывает регулятор нагрузки. Усилие пружины становится недостаточным для удержания кольцевой шестерёнки, и она сходит с шариков. Электродвигатель начинает вращать шестерню вхолостую. При переключении в режим электродрели эта шестерня отключается и в работе не участвует.

Аккумулятор состоит из нескольких элементов, устанавливаемых в одном корпусе и подключённых последовательно. Корпус имеет специальную защёлку, позволяющую быстро извлекать батарею.

Варианты крепления к валу шуруповерта

Патрон прикрепляется к валу инструмента посредством:

  • резьбы. Для этого у цилиндра и вала должна совпадать резьба. Металлический цилиндр накручивается на вал.
  • фиксирующего винта. Крепление тоже требует закручивания, а сам винт только усиливает контакт между гильзой патрона и валом. На нем есть насечки под крестовую отвертку и левая резьба.
  • конуса Морзе. Один из самых старых способов крепления. Вал шуруповерта имеет конусовидную форму, а внутри гильзы сделан такой же паз. Когда внешний и внутренний конус стыкуются, головка надежно садится на вал.


Устройства под конус Морзе

Щетки на шуруповерт «Макита»

Щетки, используемые для шуруповерта, имеют графитовую основу. Их стоимость на сегодняшний день варьируется в пределах 2–5 у. е. Находятся они в корпусе электродвигателя и представляют собой два графитовых кубика, закрепленных на металлических пластинах. При интенсивной работе они изнашиваются и истираются.

При ремонте своими руками их можно выточить напильником из щеток от другого инструмента, например, автомобильного стартера. После выточки их следует вставить в щеткодержатель и поставить на место, собрав двигатель.

Типоразмеры и маркировка

Перед разбором шуруповерта необходимо определить тип крепления цилиндра. Об этом скажет маркировка. Надпись вида 1-6В14 указывает на тип фиксации конус Морзе, где цифры до буквы – это диаметр хвостовика биты в миллиметрах, а после – размер конического отверстия. Существует 9 артикулов – от В7 до В45.

Для патронов с резьбовым креплением предусмотрена маркировка вида 1,5-13 М12х1,25. Тут числа перед буквой тоже показывают допустимый диаметр хвостовой части биты, а после буквы стоят размеры резьбы в миллиметрах.

Важно! В иностранных шуруповертах используется маркировка в дюймах – она имеет такой вид: 2-13 1/2 – 20 UNF. 1/2 означает дюйм, а 20 – число витков резьбы на каждый дюйм.


Цилиндр с резьбовым креплением

Как снимается головка с шуруповерта

Цилиндр рекомендуется периодически отсоединять, чтобы проводить плановую чистку и смазку деталей для продления срока службы электроинструмента. Способ снятия зависит от типа крепления к валу и модели шуруповерта. Подробнее о том, как снять патрон разных типов крепления с шуруповертов Макита, Метабо, Бош.


Снятая головка

На заметку! Отсоединять цилиндр от вала нужно только на остывшем после работы шуруповерте.

С фиксирующим винтом

Снятие головки с фиксирующем винтом осуществляется в следующем порядке:

  1. Винт находится между зажимными кулачками. Нужно полностью разжать их и выкручивать винт по часовой стрелке крестовой отверткой.
  2. После этого в кулачки помещают шестигранный ключ подходящего размера. Его необходимо резко и сильно провернуть против часовой стрелки.
  3. Если сцепление цилиндра с валом очень крепкое и ключ не помогает его разъединить, придется дополнительно помочь аккуратными ударами молотка.


Винт находится здесь

С конусом Морзе

Гильзы такого типа отсоединяют от шуруповерта, выбивая молотком хвостовик из конического гнезда. Но этот стандартный способ может не дать результата. Тогда нужно разбирать шуруповерт. Извлекается вал с редуктором и патроном, а затем зажимающий цилиндр следует откручивать трубным ключом. Гайки на гильзе с конусом Морзе – явление крайне редкое.

С резьбовым креплением

Потребуется шестигранный Г-образный ключ на 10 мм. Его нужно поместить между кулачков, надежно закрепить и поворачивать. Дальше стоит на малых оборотах запустить и тут же выключить шуруповерт, прижатый к опоре – например, столу или стене. Именно об опору должна удариться свободная часть Г-образного шестигранника спустя пару мгновений после запуска электроинструмента. Как правило, после этого крепление ослабевает, и цилиндр аккуратно снимается.

Снятие головки с резьбовым креплением показано на видео:

Совет! Если ни один из трех вариантов не помог, шуруповерт необходимо разобрать.

Снятие с разобранного редуктора

Если вышел из строя редуктор шуруповерта, понадобится снять цилиндр, чтобы добраться до него. Делается это так:

  1. Выкрутить фиксирующий болт внутри гильзы.
  2. Найти редуктор, надеть на обратную его сторону головку, надежно зафиксировать ее. Диаметр головки, как правило, составляет 19 мм.
  3. Второй рукой аккуратно раскручивать цилиндр против часовой стрелки.

Устранение механических поломок

К механическим поломкам шуруповерта можно отнести неисправности трещотки, редуктора и патрона аппарата.

Ремонт трещотки

Если не работает трещотка на шуруповерте, то потребуется отсоединить ее от редуктора для поиска неисправностей. Иногда в муфте установлены специальные штоки, которыми регулируется усилие, а в некоторых аппаратах вместо штоков установлены по 2 шарика в каждом отверстии. Прижимаются они пружиной, которая при закручивании регулировочного кольца давит на шарики.

В большинстве случаев ремонт трещотки шуруповерта заключается в очистке ее составляющих от загрязнений и в нанесении новой смазки.

Ремонт редуктора шуруповерта

Если в редукторе слышны несвойственные ему шумы, или вращение шпинделя происходит рывками, с проскальзыванием, то виной тому могут быть вышедшие из строя шестерни механизма, сточенные зубцы на его корпусе.

На следующем фото можно увидеть устройство редуктора.

Причиной того, что при работающем двигателе не вращается шпиндель, может быть износ пластиковых зубьев внутри корпуса редуктора.

Чтобы восстановить работоспособность механизма, необходимо разобрать редуктор (процесс разборки лучше фотографировать) и на место износившихся зубьев вкрутить небольшой болтик, сточенный до необходимых размеров. Место, куда вы будете устанавливать болт, необходимо накернить. Оно должно находиться строго напротив пластикового зуба, расположенного на внутренней стороне корпуса.

Сделайте такую разметку и на обратной стороне корпуса, напротив первой.

Далее, просверлите в размеченных местах отверстия.

Закрутите в эти отверстия болтики необходимой длины, предварительно сточив так, чтобы они находились на одном уровне с другими пластиковыми зубьями. После подгонки болтов можно собрать редуктор с нанесением на шестерни необходимого количества смазки. На этом ремонт редуктора шуруповерта можно считать законченным.

Ремонт быстрозажимного патрона

Чтобы приступить к ремонту данного узла, необходимо сначала снять патрон с шуруповерта. Для этого полная разборка шуруповерта не потребуется. Как открутить быстрозажимной патрон, описывалось выше.

К частым неисправностям патрона можно отнести неполный выход одного из кулачков, как показано на следующем фото.

Причиной неисправности может быть сработанная резьба на гайке, зажимающей кулачки, либо сработанные зубья на самих кулачках. Чтобы убедиться в этом, потребуется разобрать патрон.

Разборка и ремонт патрона шуруповерта делается следующим образом.

  1. Необходимо стукнуть молотком по выступающей в его центре части. Чтобы не деформировать данную деталь, можно проложить небольшую деревяшку.
  2. Отделения верхней части будет недостаточно, и потребуется дальнейшая разборка патрона. Для этого необходимо слегка зажать в кулачки болт и ударить по нему молотком.
  3. Когда внутренняя часть патрона вывалится, разбор его считается законченным. Вы увидите гайку, состоящую из 2-х половинок. Чаще всего неисправности в патроне возникают из-за этой детали. Резьба на ней изнашивается и кулачки при закручивании проскальзывают. Поэтому происходит неправильная центровка последних.

Также резьба может быть сработана и на кулачках, которые, как и гайку, необходимо заменить. Но если вы не найдете необходимые детали, чтобы их поменять, то потребуется полная замена патрона. При сборке патрона кулачки необходимо установить на одном уровне, в сжатом состоянии, после чего одевается гайка, состоящая из 2-х половинок, а уже после этого вся конструкция помещается в корпус. Когда неисправность будет устранена, можно собрать шуруповерт.

Как разобрать патрон

Когда цилиндр снят с шуруповерта, можно приступать к разборке. Первый шаг – извлечь заглушку в основании. Для заглушки, изготовленной из пластика, хватит аккуратного поддевания ножом, а вот металлическую деталь надо выбить ударом по основанию патрона с проворачиванием вручную.


Бить нужно сюда

Для этого требуется большой болт. Его помещают в гильзу и слегка зажимают кулачками, чтобы зафиксировать по центру. При этом, он должен не застрять, а свободно ходить взад-вперед. На 2-3 см головка болта должна выступать из цилиндра. Затем по болту наносят несильный, но акцентированный удар молотком, а после металлическая заглушка снимается.

Дальше начинается непосредственно разбор патрона шуруповерта. Конструкция любого цилиндра состоит из неизменных основных деталей:

  • рукава;
  • основания;
  • шайбы;
  • подшипника;
  • гайки.

Второй вариант разбора

Если указанным способом разобрать цилиндр не удалось, стоит попробовать еще один. Многие модели шуруповертов не рассчитаны на раскручивание, поэтому такой вариант не сработает и только принесет вред патрону. Один из методов разбора предусматривает участие перфоратора либо дрели. Инструкция действий следующая:

  1. Взять перфоратор или ударную дрель, вставить в инструмент болт или сломанное сверло диаметром до 12 мм.
  2. Надеть на болт или сверло головку стороной, противоположной кулачкам.
  3. Разжать кулачки, упереть цилиндр в твердое устойчивое основание – стену, пол и т.д. Между патроном и опорой обязательно должен быть амортизирующий слой – резина или пенопласт.


Разбор с помощью перфоратора

  1. Запустить перфоратор или дрель в ударном режиме.

От вибраций с гильзы слетит рукав, открыв остальные детали. После работ по чистке или замене элементов головка легко собирается назад.

Важно! При сборке важно не спутать расположение кулачков.

Разбор быстрозажимной головки

Патроны типа БЗП или самозажимные можно разбирать только до определенной стадии, поскольку дальше можно нанести устройству необратимый урон. Разбор идет по такому алгоритму:

  1. Паз между двумя половинами пластмассовой муфты нужно с помощью ножа или плоской отвертки аккуратными поддевающими движениями раздвигать по всей окружности. Главное – не повредить корпус.
  2. Как только муфта сдвинется с места, ее нижняя часть легко снимется вручную.
  3. После этого кулачки раздвигаются до упора, и в цилиндр вставляется длинный болт.
  4. По нему нужно бить молотком, пока не отпадет верхняя половина муфты.
  5. Дальше разбирать не нужно. Патрон лишен корпуса, его можно промазать во всех местах.

Обратная сборка идет в такой последовательности:

  1. Верхняя часть муфты.
  2. Молотком через деревянную доску зажать в паз между муфтой и цилиндром штопорную шайбу.


Паз для штопорной шайбы

  1. Вручную надеть нижнюю часть муфты – патрон собран.

Детально разбор быстрозажимного цилиндра показан на видео:

Нюансы снятия, разбора и замены головок на шуруповертах разных производителей

Устройство патрона шуруповерта таково, что процедура его снятия, разбора и замены, в целом, одинакова и стандартна для всех моделей. Различия лишь в тонкостях для каждой фирмы.

  1. Макита

Инструменты для дома от этого производителя часто оборудованы пластиковой головкой. Его стоит снимать аккуратно, ведь риск повреждения выше, чем у металлической гильзы. Быстрозажимные устройства на шуруповертах Макита, как правило, одномуфтовые.

  1. Бош

Цилиндры на шуруповертах фирмы Бош устроены аналогично Маките, снимаются и разбираются таким же образом. Отличие лишь в том, что у Боша в цилиндре есть фиксирующий винт. Его необходимо откручивать по часовой стрелке.

  1. Зубр

Для замены патрона нужно по часовой стрелке открутить его с вала.

Снятие головки на шуруповертах моделей Интерскол, Хитачи, ДеВалт, Метабо, Вихрь не отличается разнообразием. Процедура такова:

  1. Выкрутить фиксирующий винт отверткой с крестовым шлицем. Предварительно откручиваемый элемент рекомендуется слегка смазать WD-40. Это не только ослабит сильный зажим, но также растворит ржавчину, если она есть.
  2. Зажать в патроне Г-образный шестигранный ключ на 10 мм и больше короткой стороной.
  3. По длинной стороне шестигранника стоит нанести один акцентированный удар молотком в направлении по часовой стрелке. Бить необходимо именно по шестиграннику, а не по самому цилиндру: так можно и зажимающее устройство сломать, и деформировать вал шуруповерта.
  4. После удара можно откручивать патрон рукой.


Бить надо только по шестиграннику

Патрон шуруповерта: описание, функция

Патрон представляет собой металлический цилиндр с полостью внутри, оснащенный кольцом и регулирующей гильзой. Закреплен он на валу. С его помощью сверло или шлифовальная насадка оказываются надежно зафиксированными в нем для дальнейшей работы. Фиксацию рабочего органа инструмента (сверла) обеспечивает резьба. Сверло в нем затягивается двумя способами. Первый способ заключается в затягивании его специальным ключом, во втором способе затяжка сверла происходит при вращении патрона в направлении, противоположном оси вращения сверла.

Как разобрать патрон шуруповерта

Несмотря на то что на сегодняшний день на рынке представлено множество моделей шуруповертов, общий подход к съему такого элемента, как патрон, у них один. Сейчас мы кратко его опишем.

Для того чтобы его раскрутить, вам необходимо снять винт, крепящий его на валу. Он находится внутри патрона, вращение винта следует производить по часовой стрелке. После того как вы выкрутили винт, следует рывком дернуть патрон в обратную сторону.

Внимание! При попытке выкрутить его вручную необходимо поставить дрель на вторую скорость, если она двухскоростная. При покупке инструмента желательно смазать винт машинным маслом. В отдельных случаях, когда этот элемент не хочет поддаваться, тогда следует поставить инструмент на первую скорость, зажать его в ладони, включить реверс влево. Патрон должен легко сойти с резьбы.

Как заменить патрон шуруповерта

Заменить его неподготовленному пользователю будет нелегко, так как без помощи специального инструмента голыми руками у вас не получится это сделать. Способов, которыми его можно снять, два, мы и рассмотрим их в нашей статье дальше. Для того чтобы его поменять, следует обратить внимание на те действия, которые мы описали в статье выше. Демонтаж выполняется следующими инструментами:

  • Шестигранный ключ – обычно это 10 мм Г-образный металлический стержень. Следует зафиксировать его короткую часть в патроне, длинную необходимо упереть во что-либо, например, в стол. Проворачиваем патрон, после чего снимаем его поворотами ключа.

Мы рассмотрели способ демонтажа с помощью ключа. Способ снять элемент вручную описан выше.
Важно! В особо тяжёлых случаях заклинивания подвижных элементов вам предстоит полный разбор корпуса инструмента с выемкой шпинделя с редуктором и патроном. Для этого вам понадобятся тиски, в которых вы будете зажимать инструмент, и трубный ключ, которым вы будете отворачивать патрон. Облегчают выполнение этой задачи выборки, предназначенные для вставки гаечного ключа. Но они встречаются не на всех моделях, поэтому справляться придется вышеуказанным способом.

Как отремонтировать зажимной цилиндр

Часто причиной снятия и разбора головки шуруповерта является ремонт отдельных деталей и устранение дефектов. Подробнее о том, как это делается своими руками в домашних условиях.

При люфте

Если отклонение гильзы при работе не превышает 1 мм, то это не критично. При большем люфте уже нужно разбирать устройство. Ремонт патрона шуруповерта для этого случая выполняется так:

  1. Раскрутить крепежи на верхней крышке инструмента, снять ее.
  2. Отсоединить двигатель от редуктора, внимательно проверить все крепления.
  3. Разобрать редуктор. Если втулка вышла из строя, то она и явилась причиной сильного люфта. Эту деталь необходимо извлечь вручную и заменить новым экземпляром.


Редуктор в разобранном виде

  1. Дальше нужно смазать все трущиеся элементы и собрать редуктор назад в четкой последовательности: втулка – вал – подшипники – стопорное кольцо.
  2. Редуктор прикрепляется на место, к двигателю.
  3. Верхняя крышка шуруповерта закручивается назад.

При биении цилиндра

Если в шуруповерте наблюдается биение патрона, причина также кроется в редукторе. Его нужно демонтировать, отсоединив от электродвигателя, разобрать, внимательно осмотреть все детали. Бьющаяся гильза – следствие:

  • нарушения геометрии вала;
  • износа шестерней, штифтов;
  • выхода из строя подшипника вала.

После определения сломавшихся элементов нужно приобрести новые, все правильно установить, собрать назад редуктор и присоединить его к двигателю.

При заклинивании

Еще одна частая проблема – патрон начинает заклинивать. Это вызвано тем, что кулачки со временем утрачивают полный зажим. Чтобы отремонтировать головку, есть сразу несколько методов:

  1. Тщательно промазать цилиндр во всех местах – возможно, причина только в этом.
  2. Сжать патрон в руке и 1-2 раза сильно ударить о деревянный твердый предмет – брус или устойчивый стол.
  3. Корпус сжать тисками, а цилиндр – газовым ключом. Упереть шуруповерт патроном в стол и включить.

Нередко головка заклинивает после засорения опилками и прочим мелким мусором. Если есть подозрения на забивание, цилиндр стоит хорошенько нагреть строительным феном, а еще лучше – несколько минут подержать над открытым огнем. Затем деталь тщательно смазывается.

При прокручивании

Если патрон прокручивается, то дело, скорее всего, в стирании зубцов на фиксирующей муфте. Проблема решается так:

  1. Извлечь муфту.
  2. На месте сточенных зубчиков нужно просверлить маленькие отверстия.


Слева – муфта и ее зубцы

  1. В дырочки вставить винты. Их выступающие части удаляются кусачками.
  2. Вернуть муфту на место и проверить, как теперь ходит цилиндр.

Немного о том, как переделать АКБ с кадмия на литий и кому это нужно

Поговорим о том, как переделать аккумулятор самому с одного вида батареек на другой. В интернете есть множество видео на эту тему, где очень много говорится о том, какие плюсы имеются от того, если в шуруповерте стоит именно литий. Однако если вы не используете инструмент интенсивно и постоянно, смысла в литиевой батарее абсолютно нет. Литий-ионные аккумуляторы имеют свойство более быстрого «старения», чем кадмий, и попросту не успеют выработать свой ресурс при условиях, если инструмент применяется от случая к случаю.

Переделка аккумулятора шуруповерта с применением литиевых АКБ может быть необходима профессиональным мастерам, которые ежедневно используют инструмент и нуждаются в мощных источниках питания. Конечно, при большом желании можно перепаять батарею на литий, но будет ли это целесообразно — решать только вам. Подробнее о том, какие аккумуляторы лучше для шуруповерта →

Таким образом, можно не только разобрать аккумулятор любого шуруповерта, но и спаять из двух связок одну, которая прослужит максимально долго, и вам не придется покупать новую АКБ в ближайшее время.

Работа переделанного аккумулятора при условии правильно спаянных элементов будет ничуть не хуже. Главное — относиться к процессу с терпением и максимальной внимательностью, чтобы при первом опыте довести дело до конца с минимальными потерями и припаять все правильно. Если же получится все собрать — это станет дополнительным стимулом для того, чтобы и дальше продолжать свои опыты в области электроники. Соберите батарею самостоятельно один раз — и вы сможете в дальнейшем сэкономить на покупке новых аккумуляторов для шуруповерта.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]