Что такое транспортир?
Транспортиром называют предмет, с помощью которого каждый из нас может не только измерять углы, но и строить их. Внешне он напоминает полукруглую линейку со шкалой и делениями. Внизу, на ровной поверхности, расположена привычная нам прямая линейка для измерения отрезков. В верхней части — полукруг с двойной шкалой для измерений. В каждом из направлений шкала рассредоточена по транспортиру от 0 до 180 градусов.
Измерение углов
Как измерять углы транспортиром? Покажем наглядно на иллюстрациях.
Метод 1
При этом методе размер угла определяется с помощью внешней шкалы. Предельный угол, который можно измерить таким методом, равняется 110 градусам.
Метод 2
Второй метод применим для измерения тупых углов от 90° до 180°.
Для измерения используется вторая внутренняя шкала.
Метод 3
Третий метод также работает в диапазоне измерений от 15° до 180°.
Размер угла определяется по второй внутренней шкале.
Метод 4
Четвертый метод — это модификация третьего. Доступный диапазон измерений от 0° до 75°.
Размер угла определяется по третьей внутренней шкале.
Метод 5
Пятый метод представляет собой модифицированный метод №2 только для острых углов от 15° до 90°.
В этом методе используется вторая внутренняя шкала.
Метод 6
Шестой метод позволяет измерять углы от 90° до 165°.
При этом методе используется первая внутренняя размерная шкала.
Правила пользования
В школе объясняют, что такое транспортир, на уроках математики. Именно здесь есть необходимость в измерениях.
Для того чтобы нам узнать, чему равен один градус, нужно окружность поделить на 360 равных частей. Одна из таких частей и будет равна 1 градусу. Величина окружности никак не повлияет на градус! Это легко проверить.
Нарисуем две окружности разного диаметра и поделим каждую на 360 равных частей. Затем наложим меньшую окружность на большую и увидим, что линии совпали.
Измеряем угол
Транспортир помогает построить и измерить угол. Градус — это общепринятая единица, которой пользуются для измерения углов. Встречается несколько разновидностей углов:
- Острый. Таким называют угол до 90 градусов.
- Прямым является угол, равный 90 градусам.
- Тупой угол варьируется в диапазоне от 90 до 180 градусов.
- Развёрнутый угол представляет собой прямую линию или 180 градусов.
- Полный угол выглядит как окружность и составляет 360 градусов.
Нетрудно разобраться, как измерить угол. Для того чтобы узнать, какова величина угла, нам необходимо установить транспортир таким образом, чтобы его центр располагался в вершине угла, а прямая сторона совпала с одной из его сторон. Шкала укажет нам количество градусов данного угла. Вот таким нехитрым способом мы можем узнать, что за угол перед нами.
Для построения угла с заданным градусом следует приложить прямую часть транспортира к линии, а его центр — к началу линии. Впоследствии эта точка будет являться вершиной угла. Затем на шкале отыскиваем заданное число и ставим точку. Теперь транспортир можно снять и соединить отрезком начало линии (вершину угла) с отмеченной точкой.
Школьные канцтовары, произведенные разными компаниями, отличаются по материалу, цвету, размеру. Так вот: тем, у кого транспортир оказался больше длины угла, и не представляется возможным определить его величину, сторону угла необходимо продлить, используя прямую линейку.
Измерение углов. Транспортир
На этом уроке мы познакомимся с прибором для измерения углов – транспортиром. Научимся с помощью транспортира измерять и строить углы.
Коснёмся истории, чтобы узнать, как появился транспортир
.
Понятие «градуса» и появление первых инструментов для измерения углов связывают с развитием цивилизации в древнем Вавилоне. Хотя само слово градус
имеет латинское происхождение (
градус
– от лат.
gradus
– “шаг, ступень”). Предполагают, что создание транспортира было связано с созданием первого календаря.
Древние вавилонские математики и астрономы полный оборот (окружность) разделили на столько частей, сколько дней в году. Они думали, что в году 360 дней. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень удобным. На нём можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус
. Каждый
градус
разделили на 60
минут
, а
минуту
– на 60
секунд
. Градусная мера сохранилась и до наших дней.
Итак, для измерения углов применяют транспортир
.
Транспортир
состоит из
линейки
(прямолинейной шкалы) и
полуокружности
(угломерной шкалы).
Центр
этой полуокружности отмечен на транспортире или штрихом, или отверстием. Штрихи шкалы транспортира делят полуокружность на 180 долей. В некоторых моделях – на 360 долей – это круглые транспортиры.
Если из центра этой полуокружности провести лучи через каждый штрих, то получится 180 углов. Каждый, из которых равен доле развернутого угла.
Определение
Такие углы принято называть градусами
.
Градусы обозначают вот таким знаком °.
Каждое деление шкалы транспортира равно 1°. Кроме делений по 1° на шкале транспортира есть ещё деления по 5° и по 10°.
А теперь давайте разберёмся, как с помощью транспортира измерить угол. Запомните алгоритм измерения углов
:
1) Совместить вершину угла с центром транспортира
.
2) Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчёта на шкале транспортира; 0 – начало отсчёта
.
3) Найдём штрих на шкале, через который пройдёт вторая сторона угла;
(заметьте, используем ту шкалу для определения градусной меры угла, где располагается нулевой градус)
.
4) Смотрим, через какой штрих проходит вторая сторона и какой градус соответствует этому штриху
.
На нашем слайде угол АОВ равен 50°. Пишут так:
Развёрнутый угол равен 180°. Так как мы с вами выяснили, что прямой угол равен половине развёрнутого угла, то он равен
Прямой угол
равен 90°.
Так как равные углы полностью совмещаются при наложении, то равные углы имеют равные градусные меры
. Следовательно,
больший угол
имеет большую градусную меру,
меньший угол
имеет меньшую градусную меру.
Транспортир применяют и не только для измерения углов, а также и для их построения.
Запомним алгоритм построения углов
.
Алгоритм будем исследовать на конкретном примере
: построить угол МКN равный 110°.
1. Отметим произвольную точку и обозначим её буквой К
.
2. Начертим луч с началом в точке А и на нём отметим произвольную точку М. Получили луч КМ
.
3. Наложим транспортир так, чтобы центр его совпал с точкой К, а луч КМ прошёл через начало отсчёта на шкале
.
4. На этой же шкале транспортира найдём штрих, который соответствует 110°. Отметим на чертеже точку
Nпротив штриха с отметкой 110°
.
5. Проведём луч КN. Построенный нами угол МКN
иесть искомый
.
6. Не забудем записать МКN
= 110°
.
Такой же угол можно построить и по другую сторону от луча КМ.
Повсюду есть углы любые: Прямые, острые, тупые, Есть смежные, развёрнутые есть, Их много, всех не перечесть.
Определение
Если угол меньше 90°, то его называют острым углом
.
Если угол больше 90°, но меньше 180°, то его называют тупым углом
.
На экране изображены угол АОС – острый
и угол МКN –
тупой
. Градусная мера угла АОС равна 30°, т.е. меньше 90°, следовательно, он
острый
. Градусная мера угла МКN равна 120°, т.е. больше 90°, но меньше 180°, следовательно, он
тупой
.
Итоги
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с прибором для измерения углов – транспортиром. Научились с помощью него измерять и строить углы.
Набор школьника
Неспроста учащиеся младшего звена не знакомы с транспортиром. При его применении должна быть заложена некая база знаний. Для полноценной работы с ним на уроке ребята изучают ряд сопутствующих предметов. Прежде чем узнать, что такое транспортир, школьники должны в совершенстве овладеть прямой линейкой, чертить ровные линии, изучить сложение и вычитание, освоить циркуль, знать геометрические фигуры и так далее. Весь этот процесс занимает время, и только окончив начальную школу, ученик может добавить транспортир в свой набор инструментов.
Ученикам сейчас предлагаются школьные канцтовары в огромном выборе. Транспортир не исключение. Производители стараются угодить самым требовательным запросам покупателей. Инструменты изготавливают в различной цветовой гамме. Яркие цвета всегда нравятся детям. Порой даже в одном классе не сыскать одинаковых транспортиров, что облегчает при утрате их поиск. Формы и размеры каждый выбирает на свой вкус.
Большинство таких товаров выпускают из пластмассы, и это значительно уменьшает его стоимость. Но есть деревянные и даже железные транспортиры. Как показывает практика, металлические хоть и непрозрачны, но практичнее в том плане, что шкала не стирается, а это позволяет гораздо дольше применять его в действии, с точностью определяя углы.
Транспортир не так востребован школьниками, как линейка, но он сопровождает учеников вплоть до выпускного экзамена. Некоторые из выпускников школы выбирают специальности, которые связаны с измерением и построением углов, проектированием зданий и сооружений, работой с чертежами. В силу своих профессий им постоянно приходится сталкиваться с транспортирами и его производными. Но и бывшие одноклассники нынешних инженеров, порой даже с глубочайшим гуманитарным уклоном, без труда вспомнят навыки обращения с этим предметом и определят количество градусов у любого угла.
Угломеры
Что такое линейка? понятие, длина, пример измерения. виды линеек и их названия
Вначале немного информации об инструментах для измерения углов, чтобы было понятней, чем же выделяется данный конкретный угломер из всей их массы. Или вы можете сразу .
В любом инженерном и ремесленном деле измерение и построение углов – одна из важнейших операций. Даже для сборки простого ящика нужно выверить 90°, не говоря уж о более сложных конструкциях. Неудивительно, что существует куча различных инструментов для этих измерений. Один из самых древних и известных – это транспортир. С ним не понаслышке знаком каждый еще со школьных лет.
Но сам по себе транспортир больше чертежный инструмент. Измерять и наносить углы на материале им еще можно, а измерить, например, внутренний угол откосов им самим уже не получится.
Простым и известным столярным и слесарным инструментом для измерения и построения углов является малка.
В своем стандартном варианте малка лишь инструмент переноса углов – по эталонному углу или транспортиру фиксируется угол, который после этого можно наносить, сравнивать, мерить и т.д. По этой причине она обычно используется в паре с транспортиром. Более продвинутые малки могут иметь собственную шкалу для разметки и определения угла, а с современным развитием электроники появились даже электронные.
Исторический вариант простейшего угломера – это две линейки, объединенные общей осью. Эта конструкция и по сей день используется в большинстве электронных и механических угломеров. Существуют и другие, более сложные конструкции. Естественно, у всех есть свои особенности, достоинства и недостатки. Например, крайний правый на фото не способен измерять внутренние углы (на случай, если вы вдруг хотели купить подобный).
Самый важный показатель любого измерительного инструмента – это точность, не исключение и угломеры. Очевидно, что наибольшей точностью будут обладать угломеры, оснащенные нониусом или электроникой. Но сама по себе конструкция еще не вердикт, все зависит от производителя. Если вам нужна эталонная точность и качество, смотрите в сторону лидеров вроде Mitutoyo, Starrett. Главное не пугайтесь, узнав цену.
Из подручных средств простейший угломер можно сделать, взяв два полотна (или два куска) ножовки по металлу, и соединив их болтом через отверстие для крепления.
Все вышеперечисленные приспособления не устраивали меня либо функционалом, либо ценой, пока я не наткнулся на пластиковый угломер kwb. Международный действующий патент на него (US 4766675 A от 1988 года) принадлежит тайваньской компании CCKL. Creator International
.
Все указанные варианты этого угломера полностью идентичны по конструкции и имеют достаточно положительные отзывы. На счет качества – не могу сказать, всех их в руках держать не доводилось. Возможно, он продается и под другими брендами. В любом случае, аналоги я озвучил для информации, чтобы вы могли выбрать любой из наиболее вам доступных.
Мой угломер в обзоре принадлежит немецкому маркетинговому брэнду kwb
. Данная компания продает очень неплохой ручной инструмент и принадлежности, и имеет вполне достойную репутацию. Часть продукции производится в Германии, часть в Китае, часть еще где-то.
Маркетинговым брендом я называю компании, которые ничего (или почти ничего) не разрабатывают и не производят, а только продают под своим именем, заказывая продукцию у OEM производителей. Таких брендов сейчас очень много, в том числе российские Зубры, Skrab’ы, Stayer’ы и прочие. Само по себе это нормально, но очевидно, что компании фактически производящие свою продукцию заслуживают большего доверия.